ФАНТАСТИКА И ЭЛИТАРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКОГО МИРА. Ю. Г. Беспалов Альтернатива-1940: с фашистами против империалистов? Д. М. Дудко (Дм. Баринов) Заброшенный дом большого ученого. Д. М. Дудко (Дм. Баринов) Варяги-Русь: история одного призрака. Д. М. Дудко (Дм. Баринов) |
ФАНТАСТИКА И ЭЛИТАРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКОГО МИРАЮ. Г. Беспалов, Харьков Связь идеологии с литературной фантастикой вполне отчетливо обозначается начиная с эпохи западноевропейского Просвещения, когда собственно и появилась литературная фантастика - как жанр позволяющий создавать вербальные модели общественных отношений с максимальной свободой выбора (и создания) используемых художественных образов и реалий. Начавшийся тогда процесс ускоренного обновления мира продолжается и ныне, что обуславливает потребность обновляющегося такими темпами человечества в литературной фантастике. Которая позволяет в предвестье стоящего у порога Неведомого создавать "гипотезы человеческого поведения" (выражение Д. Неру, использованное им для характеристики функций индийских религиозных систем). Эта потребность вызвала к жизни фантастические произведения , приналежащие перу таких разных по взглядам и "жизни в миру" авторов как Вольтер и Свифт, Жюль Верн и Ганс Христиан Андерсен, Толкиен и Ефремов, Уэллс и Черчиль ( да, отметился сэр Уинстон и в этой сфере человеческой деятельности, наряду, кстати, с премьером петлюровского правительства Винниченко). С эпохи Просвещения начинается триумфальное шествие по Европе и миру институтов и концепций либеральной демократии, предполагающей , вроде бы, уменьшение (порой почти до нуля) роли элитарных социальных групп вроде военно-феодальной по генезису западноевропейской аристократии – Санчо Панса надевает доспехи Дон Кихота (так у Л. Фейхтвангера в его, отнюдь не фантастическом , романе "Гойя"). Отсюда уменьшение значения в общественном сознании самого понятия элитарности – в пользу равенства. В литературной фантастике тоже. Вспомним, хотя бы, распределение ролей в микросоциуме жюльверновского "Таинственного острова". (Не фантастическое вроде бы произведение великого фантаста, ну так ведь робинзонады тоже предполагают известную свободу выбора реалий, да и мало похож, мягко говоря, Селкирк на Робинзона Крузо, так что не только великий роман Дефо , но и большинство робинзонад к произведениям сугубо реалистическим вряд ли может быть отнесено). Надо сделать одно замечание касательно отношений элитарности и равенства. Работавший в эмиграции русский философ Георгий Федотов писал, что аристократические привилегии на Западе были не отменены, а распространены на всю нацию. Приводя в подтверждение этого весомые аргументы (в их числе ставшие обычной нормой вежливости формы обращения: "мадам", "месье", "пан" , "пани" и прочие, позаимствованные вошедшим в свою новую роль Санчо Пансой из обихода рыцарского сословия, военно-феодальной аристократии). Для полноты картины следует сказать, что на всю нацию распространены были не только привилегии, но и "налог кровью" – триумфальное шествие либеральной демократии сопровождалось практически повсеместным введением всеобщей воинской повинности. После чего Санчо Панса "с ружьем" , плативший налог кровью в окопах Первой мировой войны, сделал в крупнейших странах континентальной Европы выбор отнюдь не в пользу либеральной демократии. В том числе – в странах, считавшихся вполне цивилизованными, практиковашими процедуры либеральной демократии. В рамках каковых процедур, как оказалось, стало возможено установление тоталитарных режимов, идеологемы которых и ценности либеральной демократии "есть вещи несовместные". Что заставило многих, возросших в ее , либеральной демократии , лоне, подумать не только о распространении аспектов элитарности на всю нацию, но и о "гипотезах человеческого поведения", позволяющих элите сохранить свое влияние в обществе, где свобода и равенство, предполагают также братскую заботу всех о каждом и каждого о всех. Можно привести много примеров отражения этой проблематики в западной литературной фантастике. Ограничусь лишь одним : у Толкиена Сэм не только слуга, но также друг, товарищ и ... (скажем так – боевой побратим) Фродо. Но Хранителем Кольца Сэм быть не может. (Скажем точнее – не может в полной мере и до конца нести тяготы этой миссии). В императорский, петербургский период истории Русского Мира в отношениях правящей элиты и "широких народных масс" прослеживаются аспекты отношений двух групп, которые , в духе ранних произведений братьев Стругацких, можно обозначить , достаточно условными, терминами "прогрессоры" и "обыватели"(они же – "мещане"). Можно также, позаимствовав термины у Л. Н. Гумилева , именовать первую группу "пассионариями", вторую – "гармоничными". Есть пожалуй смысл в дальнейшем изложении слить воедино термины Стругацких и Гумилева, говоря о "прогрессорах-пассионариях" и "гармоничных обывателях". Даже после екатериниской жалованной грамоты о вольности дворянства значительная часть "благородного сословия" избрала рабочую гипотезу человеческого поведения , свойственную прогрессорам-пассионариям. Осталась на государственной службе. В частности – на военной службе. Предпочтя "вой картечи" гостиным с милыми кузинами и "ласковым девичьим". Митрофанушкам, предпочитавшим жизнь "гармоничных обывателей" , общественным мнением предписаны были не слишком выигрышные роли не только на театральной сцене, но и в гостиных с милыми кузинами. (Впрочем, не одним лишь общественным мнением. "Неслужаший дворянин" , скажем, в глазах станционного смотрителя стоял неизмеримо ниже фельдъегеря или даже просто офицера). Чиновники также стояли в глазах общества ниже военных (в донесении одного из иностранных посланников по поводу смерти Пушкина, столичное чиновничество характеризуется как некий аналог западноевропейского Третьего сословия, то-есть как люди не вполне дворянского статуса). Как видим, российскому дворянину в полном смысле этого слова надлежало быть пассионарием, возвышаясь в своих устремлениях над "купчишками", "мужиками", да и чиновниками. И часто выполнять на государственной службе функции прогрессорские - в процессе вестернизации огромной полуазиатской (не только на окраинах) страны. Например выводить эту страну в число ведущих производителей и импортеров такой, по тем временам, высокотехнологичной продукции как чугун и мягкое железо. (Да, екатериниская Россия занимала первое место на мировом рынке черного металла. И в обеспечившем ей это место металлургическом буме на Урале главную роль сыграли тогдашние "олигархи" из высшей аристократии – дворяне и успешно одворянившиеся выходцы из других сословий). Или создавать в этой , сугубо континентальной, сухопутной, стране флот. (На счету российских моряков, вспомним, открытие Антарктиды – деяние , подобного которому не числится в тот период за такими, например, давними "бороздителями моря" как шведы, датчане или норвежцы). Ну и, не забудем и этого, создавать литературу, повсеместно признанную великой. (Такую оценку русской литературы случается порой слышать даже от вполне пламенных украинских патриотов). А что же "гармоничные обыватели", которые простой народ ? А он, "как дети" , ему прописано безоговорочное повиновение "благородным" пассионариям-прогрессорам. И в случае непослушания "изрядный кнут". Так было заведено при "матушке-Екатерине", просвещенной, переписывавшейся с Вольтером российской государыне. (Которой , наверное, и в страшном сне не пригрезились бы навевающие своими гипноизлучателями всенародное "чувство глубокого удовлетворения" башни на Саракше, призванные , нет, не заменить – дополнить кнут). Наказ которой комиссии по составлению нового свода законов был в тогдашней Франции запрещен к публикации как сочинение диссидентское. Заметим , что следствием прогрессорской деятельности российских дворян екатериниского Золотого Века стало расширение жизненного пространства отечественного гармоничного обывателя, включение в это пространство богатейших черноземов – на огромных пространствах , столетиями бывших заповедным полем охоты степных удальцов на славянских рабов. Примечательно, что победоносная война с Оттоманской империей, вассалами которой были указанные удальцы, велась одновременно с подавлением пугачевщины, важным компонентом которой были башкиры, а их "задачей-максимум" стало, на финальной стадии восстания, уничтожение русского присутствия на Урале. Вспоминается в этой связи лозунг вполне либерального бразильского императора Педру Первого Браганса : "Все для народа, ничего по требованию народа". Государя тоже – просвещенного, окончившего свои дни в роли революционного генерала на исторической родине, в Португалии (Педру Браганса был принцем крови португальского королевского дома , разгромив в гражданской войне стронников абсолютизма, он посадил на португальский престол свою дочь – в качестве королевы конституционной). Вспоминаются также декабристы, радеющие о народе, но принявшие серьезные меры против участия этого самого народа в событиях на Сенатской площади. Дворянским этим революционерам казалось более пристойным служить благу народа с помощью гвардейских штыков – по старинке (ведь таким манером и матушку Екатерину их отцы на престол сажали). Закончился екатерининский Золотой Век, потерпел фиаско декабристский проект распространения аристократических привилегий на всю нацию и российская верховная власть взяла на вооружение идею о неоходимости элите учиться у народа. То-есть прогрессорам-пассионариям учиться уму-разуму у гармоничного обывателя. Дон Кихоту у Санчо Пансы. Страннику-Сикорски у Гая. Дону Румате у ... Ну, скажем, у мальчика Уно. Мысль, конечно, - интересная. Настолько интересная, что с верховной властью ее (с отличиями в некоторых деталях) разделяли и боровшиеся с самодержавием (этой самой , то-есть, верховной властью) революционеры (местами – террористы). В итоге в роли продолжателя императорского периода российской истории оказался товарищ Сталин. (Тезис, не бесспорный, но и не безосновательный, авторство коего пишущему эти строки отнюдь не принадлежит). При этом российском императоре (не к ночи будь помянут) тоже призывали учиться у народа. Всех. Народ в том числе. И – учили. Крепко учили. Методами часто страшными, но с целями – вполне прогрессорскими. И – не без позитивных результатов. Когда , самым естественным образом, закончился сталинский Железный Век, попробовали пойти несколько иным путем. Народу пообещали построить во вполне обозримом будущем общество, в котором все потребности гармоничного обывателя будут удовлетворены ("Каждому – по потребностям"). С тем, чтобы он отдавал свои силы и таланты обществу ("От каждого по способностям"). В полной мере отдавал. Руководствуясь высокими идеалами (коммунизма ). Как то прилично прогрессорам-пассионарииям, аристократам духа. Вроде тех, которые в достаточном количестве наличествуют на страницах резонансного (в свое время – в мировом масштабе) романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Они без всяких оговорок - аристократы духа. И притом рыцари, которым без подвигов жизнь не мила. Пусть трудовых, но – подвигов. (Алмазы в Сибири добывать уже – не для благородного, нам давай хотя бы титановый подводный рудник). Вообще – аристократы. Материальных проблем - нет (как у юноши из хорошей семьи, не склонного к мотовству и исправно получающего ренту с майората, который в чужие руки не может перейти ни при каких обстоятельствах). Дети воспитываются не в семье, а в благородных пансионах. (Дай бог памяти, как бишь это у них называется ? ...). В программе выпускных испытаний благородного пансиона обязательно – подвиги. За неимением драконов можно уничтожить спрутов – тоже чудовища. Стоп ! Это ж у меня получается что?! Сходство коммунистического и аристократического менталитетов ? ... Прежде, чем вовремя остановиться, сошлюсь на место из "Манифеста коммунистической партии " (К. Маркса и Ф. Энгельса), в котором описывается аристократическая (феодальная) разновидность социализма. И еще на место из другого произведения - романа Ветицкого "Бессильные мира сего". Там наличествует персонаж, весь (моральный тоже) облик которого напоминает о светлом коммунистическом будущем или же о (тоже – светлом) аристократическом прошлом. Можно бы сказать еще и о вполне реальных прототипах пушкинского Дубровского - не только из шляхты, но и из японских самураев (не только обедневших). Но – не будем. Не будем впадать в совершенно непонятный народу, странный этот какой-то уклон. Всё. Об аристократах поговорили. Об аристократах духа тоже. А вот ежели кто – не аристократ ? Мещанин. В душе – гармоничный обыватель , а никакой не аристократ духа, прогрессор-пассионарий. Таких – куда ? У Ефремова – на Остров Забвения (место вполне приятное, отнюдь не Архипелаг Гулаг). Всех – на Остров Забвения. Аристократы духа могут такое запросто привести в исполнение – их в светлом коммунистическом будущем подавляющее большинство. Мещане в ничтожном меньшинстве. А Остров Забвения, он - большой. А если все-таки не хватит там места ? ... У Стругацких в "Хищных вещах века" мещане обитают в курортном городе у моря. Там - не то чтобы коммунизм ... Скорее – нэп. Четырехчасовый рабочий день, и – изобилие ... От которого у гармоничных обывателей появляются новые запросы. Новые потребности. Мягко говоря – странные потребности. По простому – с жиру они бесятся. Такой себе тлеющий сытый бунт; к слову - про неизбежность таких бунтов Изя Кацман предупреждает президента Фрица Гейгера, ставящего своей задачей удовлетворение материальных потебностей гармонических обывателей Города ( в другом произведении тех же авторов – фантастической эпопее "Град обреченный"). Был уже в том городе у моря, котрый описан в "Хищных вещах века", сытый бунт - с пальбой, катаньем на танках и кровопроливством. Пришлось прогрессорам-пассионариям оставить (на время) орбитальные станции и лаборатории и идти бунт этот сытый подавлять. Огнем на поражение. Теперь вот опять что-то такое назревает. Непонятное, ни на что не похожее. Послали аристократа духа Ивана Жилина в разведку. Трудно ему. Не просто все это... Да уж – непросто ... Посложнее, пожалуй, чем у Сикорски, объясняющему юному прогрессору-пассионарию Максиму на Саракше насчет исторической роли башен с гипноизлучателями. Без которых в данный исторический момент прогресса не будет. Потому как – ничего не будет. Кроме хаоса – бессмысленного и беспощадного. Андрею Воронину в "Граде обреченном" тоже сложно. Непросто объяснить народному вождю Фрицу Гейгеру , что аристократам духа нужна экспедиция на край света. Хочется им добыть новое знание , познать Неведомое. Потребность у них такая. Долго и трудно пробивал эту экспедицию Воронин. Потому что президент Гейгер выразитель мыслей и чаяний гармоничных обывателей. У них потребности попроще. Помог Изя Кацман . Довел до президента информацию о том, что там, на краю света ждет часа икс Неведомое. Имя ему – Антигород. Чего от его обитателей ждать неизвестно и непонятно. Можно ждать - всего. Неведомое оно – такое. Надо разведку послать. На предмет испытания Неведомого. Помогло. Раскрутили президента Гейгера на экспедицию. Может и нам, что-то в этом роде поможет ? Кому нам ? Да нет, какие мы аристократы духа ?... Просто привыкли , каждый на своем месте, испытывать Неведомое, от которого незнамо чего ждать. Потихоньку продолжаем странноватое это занятие и в Русском Мире, гармоничным обывателям которого долго, не жалея услий и финансирования, вкручивали, что Верння Вольта с ракетами это – мы и есть. "Пушки вместо масла" и другие рассказы ... Пожил гармоничный обыватель после этого с десяток лет, в условиях отмирания ВПК, маслом тоже не шибко избалованный. Теперь вот с маслом вроде бы налаживается (и реанимация ВПК , как ни странно, вроде бы процессу этому не мешает). Появились в Русском Мире свои гейгеры. Наверное пора и ворониным с кацманами сказать свое слово. В порядке озвучивания (в том числе – средствами литературной фантастики) элитарной идеологии, ее гипотез человеческого поведения. Необходимых для выстраивания продуктивных отношений между гейгерами, кацманами, ворониными и правильными , нашими, гармоничными обывателями (вроде дяди Юры Давыдова). Нет , мы всегда готовы – всё для народа. И – по требованию народа (он же электорат). Потому как лучше либеральной демократиии никто, ничего, никогда ... Да, нет – предлагали и даже осуществляли. Некоторые, не к ночи будь помянуты. Опять же – и либеральную демократию можно слегка подкорректировать, чтоб не сползла в сплошную охлократию с ведущней ролью плутократии. Средствами монархии и аристократии. Какие еще монархия и аристократия в двадцать первом столетии от Рождества Хрристова ? ! Разве нужны демократии корректирующие ее дозы монархии и аристократии. Ну ... Вот Полибий считал, что нужны и полезны. Был такой грек, получивший римское гражданство и растолковавший римлянам, почему у них такое успешное государство. Спустя пару тысячелетий мнениями Полибия отнюдь не пренебрегали, устаревшими их не считали отцы-основатели США. А как быть нам, духовно окормленым Стругацкими? Может ввести в политологию термины "гейгеризм" и "кацманианство" ? ... Альтернатива-1940: с фашистами против империалистов?Д. М. Дудко (Дм. Баринов), Харьков Во Второй мировой войне СССР сражался вместе с демократическими государствами против фашистских агрессоров. А могло ли быть наоборот? Сама такая постановка вопроса может показаться кощунством. Или развитием безграмотного тезиса о тождественности коммунизма и фашизма. Но кто были, по большому счету, эти самые наши демократические союзники? Империалисты. Крупнейшие колониальные империи: Великобритания, Франция, США. И свою природу они показали еще в ходе войны: расправа с левыми антифашистами в Греции, варварская бомбардировка Дрездена, Хиросима, Нагасаки. Эти «союзники» делали все, чтобы обескровить нашу страну, и уже в 45-м готовили нападение на нее (план «Невероятное»). А ведь был в истории момент, когда указанная альтернатива могла стать реальностью. С декабря 1939 г. англо-французское командование разрабатывало план нападения на СССР. Предполагалось разбомбить нефтепромыслы в Баку и Грозном, вторгнуться в Закавказье, послать экспедиционный корпус в Финляндию и с двух сторон через два месяца вступить в Москву. Сорвало эти планы лишь немецкое наступление в мае 40-го. Между тем ряд видных деятелей Рейха (Геринг, Риббентроп, Бальдур фон Ширах, Шуленбург, фон Бок, Рунштедт) склонялся к идее прочного союза с СССР против Англии и Франции. И даже осенью 1940 г., уже разрабатывая «Барбароссу», немцы предлагали Молотову разделить мир на сферы влияния. А если бы весной вермахт чуть запоздал с наступлением? Тогда неизбежным стал бы союз с фашистами против империалистов. Такую альтернативу уже рассматривали П.Лещенко, С.Кремлев, В.Булат, В.Максимушкин и Сэй Алекс. Последние два автора – откровенно фашиствующие. Кремлев и Булат – левые. Все они (кроме Лещенко) оценивают такую альтернативу скорее положительно. Предлагаем свой сценарий событий. Итак, май 40-го. Англо-французкая авиация без объявления войны обрушивается на Баку и Грозный, превращая их в огненное пекло. Сухопутные войска через Иран движутся к Закавказью, вступают в Финляндию, вместе с флотом атакуют Мурманск. Возобновляется советско-финская война. В Чечне действуют проанглийские банды. Агрессоры не считаются ни с чьим суверенитетом, оккупируя север Норвегии и Швеции. СССР немедленно заключает с державами «оси» военный союз. Тройственный пакт превращается в Четверной. Союз этот не сопровождался никаким идеологическим сближением. В Рейхе не легализовали коммунистов, а в СССР – нацистов, не распространялась свободно соответствующая литература. Коминтерн (формально не подчиненный СССР) призывал в странах англо-французского блока к прекращению войны и свержению империалистов, но активной помощи немецко-итальянским войскам (в отличие от советских) коммунисты не оказывали. На севере агрессоры столкнулись с армией, вооруженной опытом финской войны. Линии Маннергейма уже не было, и в Хельсинки советские войска вошли раньше англо-французских. Была вновь провозглашена Демократическая Финляндия, вскоре объединившаяся с Карело-Финской ССР. Ударом в Лапландии Красная Армия заставила экспедиционный корпус бежать на север, окружила и уничтожила его вместе с армией Маннергейма. К большому неудовольствию Гитлера, в район шведских железных рудников советские войска успели раньше немецких. На севере Норвегии и Швеции появились небольшие народно-демократические республики. Шпицберген, открытый русскими мореходами, перешел к СССР. На юге необстрелянным советским солдатам пришлось труднее. Но вскоре у агрессоров загорелся тыл. Вспыхнули восстания в Ираке, Сирии, Палестине. Саудовская Аравия вступила в войну и захватила английские колонии на побережье Аравии. Англо-французская армия покатилась назад. За какой-то месяц советские войска дошли до Синая. Еврейские поселенцы в Палестине поспешили ударить англичанам в тыл, и здесь появилась Социалистическая Республика Израиль (лишь в 60-х объединившаяся с арабской Палестиной). Осторожные турки лишь теперь присоединились к Четверному пакту и пропустили Черноморский флот через проливы. В остальном же СССР вовсе не спешил насаждать на Ближнем и Среднем Востоке социализм. Пора народно-демократических революций настала здесь уже после войны. Вообще уважение воли народов было для Сталина (в отличие от Троцкого) не демагогией, а принципом. Он избегал насаждать социализм или присоединять к СССР территории там, где большинство населения этого не хотело. Во многих случаях Сталин предпочитал поддерживать не левый, но дружественный или хотя бы нейтральный режим. А вскоре империалистам стало не до Скандинавии и Ближнего Востока. Немцы перешли в наступление на Западном фронте. Франция была разбита и подчинилась победителям. Британцы, бросив все, бежали на свой остров. Тем временем немецкий, итальянский и советский флоты взяли Мальту и Гибралтар. Итало-немецкие войска овладели Египтом и встретились с советскими на Суэцком канале. Советские и афганские войска успешно продвигались в Индии. На равнинах Индии в последний раз проявила себя конница Буденного. Повсюду вспыхивали восстания. Индо-британская армия распалась. Бежавшие из Афганистана басмачи пытались поднять индийских мусульман, но те быстро убедились, что «русские кафиры» на их веру и уклад не посягают. Тем временем немцы высадились на юге Индии. На севере образовалась Республика Бхарат (позднее – социалистическая) во главе с Ганди и Неру, на юге – протекторат Арьястан во главе с Субха Чандра Босом. В Китае РККА развернула вместе с НОАК наступление против гоминьдановцев. Вскоре СССР пополнился двумя новыми республиками – Уйгуристаном и Монголией. После падения Чуньцина Чан Кай-ши помирился с японцами и занял давно зарезервированный для него пост главы нанкинского правительства. К тому времени советские войска и НОАК вышли к границам Индокитая и с двух сторон вошли в Тибет. Но лишь 8 лет спустя Страна Снегов стала народной республикой. Но главным событием стала битва за Англию. Немецкий и советский флоты уничтожили в битве за Скапа-Флоу британский флот метрополии. После этого немецкие войска высадились на юге Англии, а советские – в Шотландии. Две недели спустя Черчилль и Георг VI бежали в Канаду. Ирландцы овладели Белфастом. К северу от Йорка образовалась Социалистическая Республика Британия. К югу под властью немцев королем был объявлен Эдуард VIII, а премьером – лидер британских нацистов Мосли. Гитлер собирался обойтись с Британией так же, как с Польшей. Но приходилось оглядываться на восточного союзника. К тому же официальный преемник фюрера Гесс был англофилом. Все же Англия подверглась деиндустриализации, а «лишнее» население отправили в трудовые лагеря и африканские колонии. По той же причине (оглядка на Москву) нацисты не рискнули «окончательно решить» еврейский вопрос. Вместо этого евреев поставили перед выбором: гетто, концлагерь или Палестина. При этом на «историческую родину» усердно отправляли сионистских боевиков. Новосозданный Израиль просто не мог вместить миллионы еврейских изгнанников. Их стали переселять на Дальний Восток, где вырос важный промышленный и научный центр. Сионистов и бейтаровцев нещадно выявляли и отправляли на Колыму. Тем временем немцы и итальянцы захватывали бывшие англо-французские колонии в Африке. Навстречу им с юга двигались союзники – южноафриканские расисты. К декабрю 1940 г. военные действия притихли. В Берлине стали думать о том, чтобы напасть на восточного союзника. В Москве – о том, чтобы вовсе выйти из войны. Но Черчилль в Канаде не собирался мириться и норовил втянуть в войну США, предпочитавшие не воевать и наживаться на войне. А РККА оказалась не настолько слабой, как думали в Берлине после финской войны. Без нее справиться с англо-американцами было трудно, если вообще возможно. Все карты смешали японцы, обрушившиеся в декабре на Пирл-Харбор. За полгода они овладели Юго-Восточной Азией и встретились с РККА на восточной границе Бирмы. Рузвельт еще надеялся избежать войны с СССР и Германией. Но Черчилль пошел на провокацию. Английская эскадра обстреляла Камчатку и Командоры и, преследуемая советскими кораблями, вошла на базу Уналашка и втянула в бой американцев. Зимой и весной 1941 г. шла битва за северную и центральную Атлантику. В это же время англо-американские десанты вторглись морем и по льду на Чукотку и Камчатку. В колымских лагерях вспыхнуло восстание. Образовалась Сибирская Освободительная Армия (СОА) (командующий – махновец Рябоконь, шеф пропаганды – экс-троцкист Шаламов). Эта армия из отпетых уголовников и матерых антисоветчиков творила такое, что рады ей были разве что прятавшиеся в глухих местах богатые оленеводы и шаманы. Весной, соединившись с интервентами, СОА бежала вместе с ними на Аляску. Весной немцы с помощью советского флота овладели Исландией, Гренландией и Ньюфаундлендом и высадились в восточной Канаде. Англо-американские войска поначалу держались стойко. Но вскоре немцы нанесли США удар в подбрюшье, высадившись в Луизиане вместе с аргентинцами и другими латиноамериканцами, ненавидевшими гринго. Повсеместно восстали южные расисты. Один штат за другим присоединялся к воскресшей Конфедерации. В Канаде вспыхнули два мятежа: франко-канадцев в Квебеке и украинских националистов в прериях. Сбылись мечты Степана Бандеры: он возглавил самостийную Украину… в Канаде. Быстро стала выявляться внутренняя слабость США. Американцы полвека не видели войны на своей земле, армия же их была приучена воевать только в колониях и полуколониях. Американский индивидуализм повсеместно проявлялся в дезертирстве, измене, бандитизме. Канадский фронт рухнул. Когда немецкие танки подошли к Нью-Йорку с севера, а немецкие и советские корабли – с юга, население взбунтовалось, требуя сдачи города. Гарлемские негры и индейцы с Лонг-Айленда ворвались на Манхэттен и бесчинствовали там до прихода немцев. Местами вспыхивали восстания рабочих, фермеров, индейцев во главе с коммунистами. Летом повстанцы объединились на Среднем Западе в Американскую Красную Армию (ARA). Немцы, однако, таких «союзников» разоружали, а конфедераты истребляли. Тем временем японско-советский флот разбил американцев при Мидуэе и овладел Гавайями. Во второй половине года японцы захватили Австралию и Новую Зеландию. Для аборигенов мало что изменилось, а вот белым пришлось изведать на себе участь колониального народа. Ударом с двух сторон немцы и японцы овладели Панамским каналом. Советские войска высадились на Аляске и постепенно овладели ею, а также канадской провинцией Юкон. Коренное население повсеместно поддерживало Красную Армию. Профсоюз грузчиков Тихоокеанского побережья, руководимый коммунистами, организовал забастовку, переросшую в восстание. В разгар его японцы высадились в Калифорнии и Британской Колумбии, а советские войска – в Орегоне. Рабочих японцы разоружили и создали из американских пленных марионеточную армию во главе с генералом Макартуром. Он (еще в 1936 г. пытавшийся свергнуть Рузвельта) объявил себя временным президентом США. В войну на стороне Четверного союза вступила Мексика. Советские и немецкие десантники почти одновременно высадились в Лос-Аламосе. Вскоре подоспели японцы. Большинство специалистов центра во главе с Оппенгеймером предпочли работать на СССР. После недолгих переговоров центр достался японцам, а документация – всем трем сторонам. Американскую буржуазию больше всего шокировало вторжение красных. Партия изоляционистов во главе с Г.Фордом превратилась в партию капитулянтов и коллаборационистов. Для них гитлеровская оккупация была лучше прихода Советов. Загадочно погибшего Рузвельта сменил Трумэн, который все больше вел дело к капитуляции. К весне 1942 г. англо-канадская армия удерживала лишь Альберту, американская – Монтану и север Айдахо. Черчилль был схвачен в канадских лесах и расстрелян. АРА загнана в горы Вайоминга. В мае был подписан акт о безоговорочной капитуляции англо-американских войск. Судьбы мира решала встреча Сталина, Гитлера, Муссолини и Коноэ в Вашингтоне. Север США и большая часть Канады были разделены на рейхскомиссариаты. Конфедерация стала сателлитом Германии, подобно Южной Африке. Аризона, Нью-Мексико, западный Техас перешли к Мексике. В японскую зону вошли юго-запад США и Британская Колумбия. Аляска, канадский Юкон, Орегон, штат Вашингтон и северный Айдахо образовали Американскую ССР с центром в Новоархангельске (Ситхе). СССР получил также базы Форт-Росс в Калифорнии и Альхесирас рядом с Гибралтаром. Бойцы АРА вместе с семьями были по настоянию Гитлера эвакуированы в Казахстан, где появилась Индейская АССР. Мир разделили три сверхдержавы: Евразийский Союз во главе с СССР, Германский Рейх и Японская империя (Тихоокеанская сфера совместного процветания). Все они почти одновременно обзавелись ракетно-ядерным оружием. Нет ни ООН, ни Лиги Наций. Никаких «нейтральных» или «неприсоединившихся» государств – им в этом мире не выжить. В Рейхе и верхи (особенно Гесс и Геринг), и низы все больше хотели уже не воевать, а насладиться плодами победы. Русских союзников и «дядюшку Йозефа» уважали и не рвались воевать с ними. И Гитлеру пришлось с этим считаться. Но в 1946 г. его речь в Гейдельберге положила начало «холодной войне». После этого фюрера в «Крокодиле» рисовали не иначе, как диким «гейдельбергским человеком». Что же дальше? Лещенко рисует мрачную картину «ледяной войны» и остановки прогресса. Булат и Максимушкин – прямо-таки идиллическую картинку сосуществования СССР с Рейхом. Реальное положение во второй половине ХХ в. было бы не столь мрачно, но и не столь радужно. Легальных связей между сверхдержавами стало меньше, зато нелегальных – гораздо больше. Процветает промышленный и обычный шпионаж, засылка диверсантов и террористов. В пограничных областях действуют партизанские отряды. Соперничество сверхдержав заставляет их развивать промышленность, особенно военную, и науку. Нацисты, безразличные к космосу, принялись его бурно осваивать после первых советских космических полетов. «Аненэрбе» и «Урусвати» соперничают в исследовании паранормальных явлений. Советско-индийское, немецкое и японо-американское кино соперничают в производстве фильмов, рассчитанных на массового зрителя. Процветают жанры НФ и фэнтези. Ввиду отсутствия в мире буржуазно-демократических государств либеральное перерождение Союза или Рейха поддерживать извне некому. К тому же порядки Рейха и Японии таковы, что могут привлечь разве что законченных подонков (каковых в соцстранах, впрочем, всегда хватало). СССР, не переживший опустошительной войны на своей земле, успешно развивается. Сталин, доживший до 80 лет, успел разработать теорию построения коммунизма, провести политическую реформу (оставившую за партаппаратом идеологическую работу и подбор кадров) и разгромить неотроцкисткую группировку Хрущева. Сменившие его Маленков и Берия не делают никаких послаблений фашиствующим и троцкиствующим диссидентам и стилягам со свастиками. Столь же успешно развивается западный (народный) Китай, ограниченный в ресурсах и потому не позволяющий себе излишней самостоятельности по отношению к старшему брату. Западная Европа практически превратилась в федерацию с единой валютой (рейхсмаркой) и армией (вермахтом). Легально действуют только фашистские партии. Лишь в Ирландии легально сосуществуют нацисты (оранжисты и фении) и коммунисты (ведь рядом – Социалистическая Британия). Положение народов в этой федерации колеблется от привилегированного (немцы, итальянцы, скандинавы) до полурабского (поляки). Но все они в разной мере подкармливаются за счет колоний, особенно африканских. Потому правое Сопротивление борется не так за отделение своих стран от Рейха, как за то, чтобы лучше в нем устроиться. Процветает идеология расизма, национализма и обывательского самодовольства. Ей противостоит лишь левое Сопротивление, организуемое Коминтерном. Поощряется (особенно среди привилегированных народов) здоровая семья и преследуется разврат. Поэтому демографические проблемы стоят не слишком остро. Бывшие США оказались в том же положении, что и Англия: Германии не нужны конкуренты. В качестве гауляйтера Среднего Запада и Новой Англии отличился Йозеф Маккарти. Подобные же порядки, только со средневековым колоритом, царят в Японской империи, где раса Ямато благоденствует за счет покоренных стран. Восточный Китай, Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка представляют собой арену постоянных восстаний, партизанских войн, прогрессивных и реакционных переворотов. В них участвуют всякого рода добровольческие корпуса и ограниченные контингенты, но до непосредственных столкновений армий сверхдержав дело не доводится. Стареющий Гитлер и его преемник Гесс довольны: германской расе есть, где и с кем воевать. Дальнейший ход мирового развития зависит от того, как скоро революции в зависимых странах и колониях подорвут базу благополучия западноевропейского и японского обывателя. В Европе слабым звеном оказались Италия и Балканы. Слабая итальянская армия уже в 50-х терпит поражения в Египте и Эфиопии (где саудовская нефтяная монархия исподтишка поддерживает исламистов, а арабские страны ЕАС – левых националистов). Монархии-сателлиты и вовсе не имеют колоний для «подкормки». Разгорается партизанская война в горах Италии и Балканского полуострова. Болгария, Сербия, Албания, Греция присоединяются к ЕАС, остальные сателлиты еще сильнее интегрируются в Рейх. В 60-х армия народного Курдистана вторгается в Турцию на помощь местным партизанам. Советская Армия наносит поражение турецкой. От полного разгрома Турцию спасает только вермахт. После этого всех армян выселяют из Рейха в западную Армению, воссоединившуюся с Армянской ССР. К СССР присоединились также южный Азербайджан, Гилян («Иранская ССР» 1920-1921 гг.) и север Афганистана (населенный таджиками и узбеками). В Латинской Америке левые режимы утверждаются в Мексике (Карденас), Гватемале (Арбенс), Чили (Грове Вальехо и его зять Альенде), Боливии (Пас Эстенсоро), на Кубе (Кастро). В Боливии создается континентальный центр партизанского движения (Че Гевара). Можно ли считать такой вариант оптимальным? Для нашей страны – да. Она избегла бы чудовищного военного опустошения и поражения в холодной войне. Но не для человечества в целом. Поскольку это означало бы для многих народов чудовищное рабство или столь же чудовищное развращение. Заброшенный дом большого ученогоД. М. Дудко (Дм. Баринов) За новым корпусом академии дизайна, в бывшем Каплуновском (ныне Краснознаменном) переулке улице стоит старинный особняк конца ХІХ века. Еще в середине 80-х здесь жили люди. Позднее, при мэре Шумилкине, дом и земельный участок решила прибрать к рукам некая фирма. Неожиданно сгорела крыша. Ремонтировать дом не стали, жильцы его покинули. Потом не стало ни мэра, ни фирмы. Неведомо кому принадлежащий дом стоит жуткой руиной. В захламленной комнате чудом сохранился старинный камин. Это – родовой дом знатной слобожанской семьи Ковалевских, известной с XVII в. и давшей Украине и России немало выдающихся ученых, полководцев, государственных деятелей. Здесь жил и умер педагог, создатель системы профессионально-технического образования Петр Григорьевич Ковалевский. Здесь же родился и жил его сын, выдающийся ученый Андрей Петрович Ковалевский. Нелегкой, но яркой и достойной была жизнь Андрея Петровича, прославившего Харьков на весь мир. Аристократ, сын помещика, он начал высшее образование в дореволюционной Москве, а закончил его в советском Харькове. Молодой ученый одинаково плодотворно работал в двух таких далеких областях, как украинистика и востоковедение. Он вполне искренне принял новый строй и его идеологию. Не притворялся марксистом, как многие тогда, а был им. Ковалевский писал о славянских богах и запорожских «чайках», занимался историей литературы, этнографией и восточными языками. Особенно интересными и ценными были его работы 20-х годов о Григории Сковороде. Ведь это в усадьбе Ковалевских в Пан-Ивановке (ныне Сковородиновке) окончился земной путь народного мудреца. Андрей Петрович обнаружил несколько личных вещей философа. Перевел на украинский повесть И.И.Срезневского «Майор! Майор!» и установил фактическую основу изложенной в ней легенды о попытке мыслителя создать семью. Обратил внимание на загадочные сведения о Сковороде во французской энциклопедии «Лярусс» и на не менее загадочную фигуру швейцарского «двойника» Сковороды Даниила Мейнгарда. Делал обзоры зарубежных работ о Сковороде. Опубликовал исследование о нем академика Н.Ф.Сумцова. Главное же – показал мировоззрение просветителя в его развитии и в связи с социальным положением самого Сковороды. Ведь во многих работах тот выглядит этаким инопланетянином, сошедшим с летающей тарелки с уже готовым и не менявшимся мировоззрением. Ковалевский же проследил, как менялись взгляды и настроения мыслителя в зависимости от его положения в обществе. В советское время дом в Каплуновском переулке был национализирован, но в 1927 г. возвращен Ковалевским. В 30-е годы исследователь переключается на востоковедение. Переезжает в Ленинград и там находит главную тему своей жизни – книгу Ахмеда ибн Фадлана, арабского путешественника Х в., побывавшего на Волге и видевшего там похороны знатного руса. Едва закончив перевод этой книги, в день рождения дочери, Андрей Петрович был арестован и до 1945 г. находился в Пермских лагерях. В 50-х он был реабилитирован. Тем временем умерла его жена, литературовед и фольклорист, гречанка Александра Гаргала (Кассандра Костан). Маленькая дочь Зоя осталась в старом доме с дедушкой и бабушкой. На Харьков опустилась черная ночь фашистской оккупации. Понимая, что голодной и холодной зимы им не пережить, старики отправили внучку к родичам. В 1942 г. Петр Григорьевич умер. После освобождения Андрей Петрович вернулся в отчий дом. Не озлобился, не стал антисоветчиком, а самозабвенно служил отечественной науке. Преподавал в Харьковском университете, возглавлял там кафедру новой истории (позже – средних веков). В 1951 г. подготовил и защитил в качестве докторской диссертации новый, более совершенный перевод Ибн Фадлана. Этот перевод, признанный наилучшим, прославил харьковского ученого на весь мир. При этом Ковалевский дал достойный отпор пантюркисту Зеки Валидову (Валиди Тогану), издавшему Ибн Фадлана на немецком с тенденциозными славянофобскими комментариями. (Не поздоровилось бы от Андрея Петровича создателям невежественного голливудского боевика «13-й воин», «склеившим» книгу Ибн Фадлана с германским эпосом о Беовульфе!). В 50-х А.П. Ковалевский переехал на ул. Ромен Роллана. Некоторое время в старом особняке жила его родственница. Затем он стал обычным многоквартирным домом. В 1961 г. Андрей Петрович издал замечательную «Антологию литератур Востока». В ней он собрал памятники восточных литератур от Ригведы до ХХ в. в переводах харьковчан и сопроводил их обширным введением, всесторонне раскрывавшим тему «Харьков и Восток». Позже занялся «Геродотом Востока» ал-Масуди и перевел его загадочный рассказ о славянских языческих храмах. На склоне лет ученый вернулся к теме Сковороды. В упомянутом введении раскрыл интерес украинского просветителя к Востоку. В 1960 г. вместе с известным сковородиноведом А.М.Ниженец и директором местной школы И.М.Глушко создал в Сковородиновке музей Г.С.Сковороды (ныне имеющий статус национального). Наконец, выпустил превосходную по тем временам библиографию литературной Сковородианы. Второе, дополненное ее издание вышло уже после смерти историка. Профессор Ковалевский умер в 1969 г., окруженный уважением коллег и учеников. Его помнят как доброго и увлеченного своим предметом преподавателя, который просто не понимал, как можно учиться на истфаке и не любить истории. Дочь ученого Зоя Андреевна и поныне, несмотря на почтенный возраст, трудится на геолого-географическом факультете ХНУ. А что же дом ученого, прославившего Харьков во всем мире? Разрушается, никем не охраняемый и не зарегистрированный в качестве памятника истории и культуры. В Центре охраны культурного наследия им заинтересовались только после сообщения автора этих строк. Я же узнал о доме Ковалевских от Ольги Юрьевны Багалей, краеведа и правнучки академика Д.И.Багалея – еще одного выдающегося знатока Сковороды и учителя Андрея Петровича. Рядом – такой же заброшенный дом архитектора В.Хрусталева. Больше повезло дому выдающегося филолога А.А.Потебни на улице, носящей его имя. Частная фирма, владеющая домом, поддерживает его в приличном состоянии. Но в качестве памятника дом не регистрируют: никак не разберутся, насколько сохранился первоначальный облик здания. А ведь дом Ковалевских можно было бы отремонтировать и использовать для культурно-просветительной работы (рядом – два крупных вуза). И установить мемориальную доску в честь двух Ковалевских – педагога и историка. Если раньше его не снесут, чтобы возвести какое-нибудь доходное сооружение (что, видимо, и собиралась сделать сгинувшая фирма). Стоит ли удивляться такому отношению к истории в городе, где то и дело разрушают и переносят памятники советского времени? Уничтожен памятник борцам за установление Советской власти на Украине, снесен памятник А.М.Горькому, убран подальше от глаз горожан памятник А.С.Макаренко. Зато очень оперативно взят под охрану позорящий Харьков примитивный «монумент» УПА (на Харьковщине, к счастью, никогда не действовавшей). Уже в третий раз установлена, вопреки протестам общественности, мемориальная доска в честь фашиста в рясе Й.Слипого. Замахиваются уже и на памятник В.И.Ленину на площади Дзержинского. Мне приходилось собирать подписи в его защиту. Из сотрудников Центра охраны культурного наследия подписался лишь один (!). В защиту советских памятников это учреждение не выступало (по крайней мере, публично). Зато быстро сочинило «филькину грамоту», охраняющую бандеровскую «каменюку» заодно с «голодоморным» крестом, возведенным там, где умерших от голода никогда не хоронили. И это – интеллигенты-гуманитарии, притом те, кому охранять памятники положено по долгу службы! Думаете, в этом центре засели оголтелые антикоммунисты и необандеровцы? Да нет, просто угодливые и лишенные гражданского мужества чиновники. Боялись подписываться и многие сотрудники исторического музея. Другие же, наоборот, подписывались смело и охотно. Один возмущенный историк сказал: «Скоро в Харькове останется только два памятника: Допе и Гепе!» (сиречь губернатору Добкину с мэром Кернесом). Все это творится властями по чисто политическим мотивам, а не ради сохранения исторической памяти. А Ковалевские? Нет в их честь даже мемориальных досок. Они ведь в политику не лезли. Не были ни антисоветчиками, ни фашистскими холуями. Просто служили, подобно Сковороде, делу просвещения и науки. Да знают ли вообще о них нынешние руководители города и области, культурным уровнем не блещущие? И стоит ли в таком случае голосовать за партию, способную только разрушать и искажать историческое наследие? Не лучше ли отдать свой голос коммунистам, непреклонно борющимся за сохранение этого наследия? Среди нелепых современных надписей на стенах дома Ковалевских я вдруг заметил одну: «CREO CCCR» (что, очевидно, означает: «Воссоздаю СССР»). Рядом – изображение серпа и молота. Кто писал это? Несомненно, тот, кто сохранил любовь к Советской Родине, которой честно служил на поприще науки большой ученый. И все же хотелось бы верить, что харьковчане сумеют достойно увековечить память своего славного земляка – Андрея Петровича Ковалевского. Варяги-Русь: история одного призракаД. М. Дудко (Дм. Баринов) «Откуда есть пошла Русская земля?» – спросил Нестор-летописец. И ответил: было-де за морем (Балтийским) такое варяжское племя Русь. И избрали северные восточные славяне и их соседи князьями трех братьев из этого племени – Рюрика, Трувора и Синеуса. И забрали те с собой всю Русь. Заметим сразу: во 1-х, летописец тут же дает список других варяжских племен: свеи (шведы), урмане (норвежцы), англяне (англы), готы. То есть варягами (от норманнского vaering – наемник) он называл скандинавов (шире – северных германцев). И только их. А балтийских славян именовал «ляхами». Во 2-х, в его времена никакого племени Русь в Скандинавии уже не было. Шесть веков такое объяснение происхождения Руси ее историков вполне удовлетворяло. «Искать в преданьях старины вельможных предков из чужой страны» тогда было общепринято. Но вот в XVIII в. за русскую историю взялись историки-немцы, приглашенные в Российскую Академию наук: Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлецер. И стали всячески подчеркивать скандинавские истоки Русского государства. Против них горячо выступил М.В.Ломоносов. По его мнению, варяги-русь – вовсе не скандинавы, а ветвь сарматского племени роксоланов. (По-современному говоря, народ не европейский, а евразийский). Казалось бы, за что взъелся великий русский ученый на своих немецкоязычных коллег? Тем более, что они, вроде бы, говорили то же, что и Нестор. «Немцеедством» Ломоносов вовсе не отличался. Он был женат на немке, дружил с немцем Рихтером. Возмутило его другое: тенденциозность этих коллег. Времена Бирона были еще памятны, а в Академии по-прежнему хозяйничала немецкая мафия Шумахера и Тауберта. Идеологами немецкого засилья и послужили (при всей своей научной прилежности) немцы-норманисты. Под их пером славяне представали народом диким, отсталым и слабым, который германцы постоянно побеждали, грабили и «цивилизовывали». По сути, это был шовинизм под маской «европейской» науки. С тех пор и идет великий спор норманистов с антинорманистами. В дореволюционное время и те, и другие вполне соглашались с Несторовой легендой. То есть признавали, что было в Прибалтике такое племя русь, пришло оттуда и создало Древнерусское государство. Только норманисты считали этих самых варягов-русь скандинавами. Антинорманисты же – балтийскими славянами, роксоланами, литовцами, финнами, готами, хазарами, даже евреями. Т.е. народами преимущественно негерманскими. Казалось бы, причем здесь русский патриотизм? И чем мог привлечь общественность этот академический спор? Однако же в 1865 г. диспут антинорманиста Костомарова с норманистом Погодиным собрал огромную аудиторию. По окончанию студенты вынесли Костомарова на руках. Ведь его заслуженно считали прогрессистом и демократом. А его оппонента – реакционером, «историком III отделения». В указанном же ведомстве хозяйничали при Николае как раз немцы. Немецкое (шире – западное) засилье в элите России сохранялось, меняя формы, до самой революции. Тут сказывался двойственный характер порефоменной России. Сильное, развитое капиталистическое государство – и в то же время отсталая, нищая полуколония Запада. Идеологами русского компрадорства и выступали норманисты. Да и антинорманисты недалеко от них ушли. Показательна фигура Иловайского. Верноподданнейший ученый, он в своих казенных учебниках выступал норманистом, а в научных трудах – антинорманистом. Норманисты во многом выглядели сильнее своих оппонентов. Что первые Рюриковичи и многие бояре их времен были скандинавами – этого антинорманисты убедительно опровергнуть не смогли. Нашлась даже, вроде бы, и скандинавская Русь: шведская провинция Роден (Рослаген). Жители ее звались родсы («лодочники»). От этого слова, видимо, и происходило финское руотси (руосси) («шведы»). Только вот родсы упоминаются в шведских источниках лишь с XIII в. И ни о каком их переселении на восток в этих источниках речи нет. Вообще в скандинавских сагах нет свойственного норманистам высокомерия по отношению к восточным славянам. Русь (Гардарики) там – большая и могучая страна. На нее викингу можно разве что устроить удачливый набег. Лучше же всего наняться там на службу (т.е. стать «варягом») и жениться на русской княжне или княгине. Между тем, усердно ища Русь не-скандинавскую, антинорманисты все чаще находили ее не в Прибалтике, а на юге, на Среднем Днепре. Именно там обитал, по крайней мере с IV в., народ росов. Уже в конце VIII – начале ІХ вв. здесь существовал Росский каганат, а росы совершали набеги на византийские владения не хуже викингов. Но вот в начале ХХ в. крупнейший знаток русских летописей А.А.Шахматов установил: варяги-русь выдуманы самим Нестором! В изначальной летописи речь шла совсем о другом: варяги и другие обитатели севера Восточной Европы пришли в Киев с Олегом, и только здесь прозвались Русью. Да Нестор и сам простодушно признался, что в его времена никакой Руси в Скандинавии не было. Казалось бы, спор окончен? Но призрак варягов-руси никуда не исчез. Тот же Шахматов тут же принялся искать каких-то других норманнов, создавших Древнерусское государство. Ну, нельзя «отсталым» русским без немцев! В это же время норманисты все активнее стали использовать археологию. Находки скандинавских вещей в богатых курганах и на поселениях Древней Руси действительно часты. Вот все эти памятники и приписывались норманнам, и только им, или преимущественно им. Скандинавам приписывали на этом основании колонизацию или завоевание Руси, их объявляли ее господствующим классом. Нестор в ужасе перекрестился бы! Уж он-то такого не писал. Но вот Россия стала Советским Союзом. Антинорманизм сохранился лишь среди русских эмигрантов. Норманизм же, и до того господствовавший на Западе (даже Маркс был норманистом), теперь превратился в средство антисоветской, славянофобской пропаганды. Славяне – никчемный, слабый народ, способный лишь к подражанию и всегда готовый принять на свою шею очередного завоевателя и «культуртрегера». Так твердили Гитлер и Геббельс. А далеко ли от них ушел, например, американский профессор Г.Вернадский (сын академика) с его теорией непрерывного господства чужеземцев над славянами? Суть норманизма – вовсе не в том, был ли Рюрик норманном и звалось ли его племя русью. А в том, что восточные славяне изображаются народом, не способным к самостоятельному развитию, обреченным на подчинение Западу. Призрачные варяги-русь – лишь часть этого шовинистического мифа. Чем же ответили на все это советские историки? Принципиально новым, марксистским подходом. Для возникновения государства нужны социально-экономические предпосылки. Там, где их нет, никакие варяги государства не создадут. Разве что пристроятся к процессу, без них начавшемуся. Это и произошло в Восточной Европе ІХ века. Классовое общество и государство формировалось здесь еще со скифского времени. Не раз этот процесс прерывался внешними нашествиями. Но вот к середине ІХ в. сложились два союза племен с центрами в Ладоге (позже – Новгороде) и Киеве. Объединить их и было суждено Рюриковичам, откуда бы те ни явились. Советские историки перестали делать из варягов славян. Достаточно и того, что скандинавские пришельцы оставались повсюду меньшинством и быстро ославянились. Поскольку в культурном отношении ничем славян и их соседей не превосходили. Советские историки-марксисты, по сути, не были ни норманистами, ни антинорманистами. Они были патриотами и объективными учеными. При этом советские историки находили все больше данных о южных истоках Руси. Оказалось, в частности, что внутри Киевской Руси выделялась собственно «Русская земля» – Среднее Приднепровье. В I в. н.э. сарматское племя, родственное роксоланам, пришло из степи в бассейны Роси и Тясмина (будущую Русскую землю). Покорило и загнало в леса местных славян зарубинецкой культуры. И вскоре … слилось с ними, образовав процветающую черняховскую культуру II-V вв. «Роксоланская» гипотеза Ломоносова, таким образом, подтвердилась. А варяги-русь так и не нашлись. Ни скандинавские, ни славянские. Хотя тесные связи Северной Руси со Скандинавией и славянской Прибалтикой подтвердились. Вроде бы простая задача для археологов: найти в Скандинавии или южной Прибалтике группу памятников, внезапно запустевших в середине ІХ в. и тут же появившихся снова в Восточной Европе. Но такого открытия не совершил никто. Казалось бы, призрак варягов-руси навсегда ушел из отечественной науки. И вдруг в 60-е годы в ней воскресли и норманизм, и старый антинорманизм. Первый усердно развивала группа ленинградских ученых во главе с Л.С.Клейном. Всячески раздувая роль скандинавов в истории Руси, они постепенно воскресили и тезис о норманнском характере ее господствующего класса, и варягов-русь. При этом на словах выставляли себя марксистами и открещивались от норманизма. А между собой называли себя норманистами и издевались над своими оппонентами. Те же становились по отношению к ним и их взглядам все более уступчивыми. Ну как же: критиковать гонимых диссидентов, противников официальных взглядов! Еще объявят сталинистом и доносчиком… «Гонения» были. Ученика Клейна Г.Лебедева один раз не пустили в загранпоездку. А его учителя на пару лет посадили за … гомосексуализм. Новые же антинорманисты (Вилинбахов, Кузьмин и др.), повторяя зады за старыми, искали без особого успеха славянскую Русь на Балтике. Театр абсурда: одни ученые повторяют, как шаман заклятие, недоказанное или давно опровергнутое, другие играют с ними в поддавки! Что за чума поразила отечественную науку и подняла из могил старую нежить? Именно в эти годы в СССР появилась теневая буржуазия и стала разлагать все вокруг себя при поддержке извне. Ее рупором, часто не осознавая того, стали диссидентствующие и фрондерствующие интеллигенты. А их оппоненты стеснялись называть вещи своими именами – лишь бы не нарушать иллюзии «морально-политического единства». Одним из главных аргументов Клейна было: в мировой (западной) науке господствует норманизм – значит, наши ученые тоже должны стать норманистами. Ради престижа советской науки! Понятно, кому надо было все советское «прогибать» под Запад. Характерный случай. Видный археолог Д.А.Авдусин, не выдержав, прямо назвал Клейна и Ко норманистами и людьми, не достойными представлять советскую науку за рубежом. Но не решился сделать это публично, а подал докладную академическому начальству. Норманисты вышли сухими из воды, а над «доносчиком» Авдусиным стали глумиться. В перестроечные и постсоветские времена все маски спали. Антинорманизм приобрел русско-националистические черты, но стал лишь более эпигонским. Авдусин капитулировал перед норманистами. Они же распоясались, превратившись в активных антикоммунистов. Они организовали травлю видного историка И.Фроянова за его левые и патриотические взгляды. Клейн теперь цинично похваляется собственным лицемерием, поливает грязью Ломоносова, очерняет Б.А.Рыбакова и других выдающихся отечественных ученых. А призрак варягов-руси в двух его обличьях продолжает морочить людей. Не нужно считать всех норманистов сознательными фальсификаторами истории, негодяями и лицемерами. Многие из них, безусловно, сами верят в то, что пишут. Но их уверенность подпитывается социально-политической обстановкой. Ведь ученый живет и работает в обществе. И нужно обладать немалым гражданским мужеством, чтобы противостоять социальной атмосфере (в том числе и неофициальной). Таким мужеством обладал великий Ломоносов. Мог ведь не портить отношений с коллегами и начальством, сохранить силы для научной работы, подумать о европейском престиже … Вместо этого вышел на бой со славянофобами и идеологами западного засилья. Потому его идеи сохранили ценность до наших дней. Науку нельзя изолировать от политики. Но нельзя и давать политике превращать науку в «черное фэнтези», где неуязвимая нежить околдовывает и побеждает живых. Замечу напоследок, что в отечественную литературу (фэнтези и историческую прозу) норманизм практически не проникает. Лучшие образцы нордической и славянской фэнтези создают нередко одни и те же авторы (М.Семенова, Е.Дворецкая, О.Григорьева), хорошо знающие и равно уважающие древних славян и скандинавов. Есть и романы о Рюрике-славянине (его полуславянское происхождение вовсе не исключено), об Олеге – норманне или славянине. А сарматов и славян начала нашей эры изобразил автор этих строк в своем фэнтезийном цикле об Ардагасте, первом царе росов и венедов. Всякая нежить (вроде варягов-руси) живет кровью и верой живых. А у наших предков-славян против нее были три средства: молитва светлым богам, крест (языческий) и крепкий русский мат. Звездный мост не умер!Д. М. Дудко (Дм. Баринов) 13 лет в Харькове ежегодно собирался фестиваль фантастики «Звездный мост». Писатели, издатели, ученые, художники, просто любители фантастики съезжались со всех концов нашей расчлененной страны, наглядно демонстрируя: единая отечественная культура живет и развивается, а значит – никуда не исчез и сам советский народ. Читали доклады, спорили, обменивались опытом, шутили, смеялись и пели. Высказывали самые разные взгляды. Никто не разжигал национальной или религиозной вражды. Было весело и интересно. Находились у фестиваля богатые спонсоры, поощряли его городские власти. Фейерверки, концерты на площадях, дорогие подарки… Но в этом году фестиваль не состоялся. Нет больше у него ни помещения, ни сайта. Он стал жертвой грызни буржуазных кланов. Главный спонсор, экс-олигарх Аваков – в бегах, его соперникам – мэру Кернесу и губернатору Добкину – до фантастики дела нет. Остальные спонсоры внезапно отказались выделить хоть копейку: такой-де год, то футбол, то выборы… Раньше почему-то деньги находились, несмотря на все выборы и кризисы! Очевидно, спонсоры просто боятся ссориться с правящим кланом. А казалось бы, тому прямая выгода – поддержать «осиротевший» фестиваль, приносящий городу заслуженную славу. Но Аваков хоть фантастику читал. А культурный уровень Кернеса достаточно характеризует его детище – «Радио Шансон». Такие способны лишь разрушать – хоть советские памятники, хоть культурные мероприятия. А заботу о городе подменять показушными «перестройками». И ведь не так давно Аваков с Кернесом дружно поддерживали Майдан! Впрочем, чего ждать от двух мошенников-олигархов, из которых один отбыл наказание, а другой от него скрывается? Все это притом, что организаторы «Звездного моста» всегда старались держаться «вне политики», старательно избегали политических заявлений и предвыборной агитации. Но жить в обществе и быть свободными от него не могут даже фантасты. Для Авакова и ему подобных популярный фестиваль был лишь средством саморекламы. Вот зачем они устраивали фейерверки и дармовые концерты, засыпали писателей драгоценными фигурками, цветными принтерами и чайными наборами. Председатель оргкомитета Н.А.Макаровский даже получил орден от Ющенко. И за все это ждали от фантастов верной службы Его Препохабию Капиталу. Да, находились и такие писатели, что публично угодничали перед Аваковым и глумились над собратьями по перу, не желавшими становиться шутами и холуями буржуазии. Но все громче звучали голоса тех, кто бесстрашно обличал язвы капитализма и открыто защищал советские, социалистические ценности. Популярнейший писатель Ф.Березин, получая очередную награду, всегда заявлял: «Служу Советскому Союзу!». Ибо слишком мерзостен восставший из могилы капитализм. Ничего он не может дать подлинно мыслящей, творческой, духовной личности. Угождать ему способны лишь те, кому деньги дороже, чем радость творчества. Не разочаровались ли, наконец, буржуи в «непослушных» и «неблагодарных» фантастах? Ты их кормишь, поишь, одаряешь, а они, быдло совковое, тебя за руку кусают! Проучить их, разогнать! Но «Звездный мост» не умер. Не так просто разогнать тех, кого он подружил, кому дал отдушину в ядовитой атмосфере капитализма. Оргкомитет уже готов был сдаться. Но руководители секций собрали новые доклады на интересные для фантастов темы. И 22 сентября прошли заседания этих секций. Людей собралось сравнительно немного – одни харьковчане (да еще тележурналист из Киева). Из-за отсутствия сайта не удалось даже вовремя оповестить о культурологической конференции КЛФ «Контакт» (так официально называлось мероприятие). Мало кто пришел из писателей – им ведь нужен писательский «конвент». Но ведь могли бы хоть морально поддержать почитателей своего творчества! Тем не менее, на конференции (неофициально прозванной «Звездными подмостками») было по-прежнему весело и интересно. На военно-исторической секции народная мастерица Т.М.Костова представила коллекцию своих вышивок на древнерусские темы. Демонстрировался увлекательный фильм о лагерях варяжских наемников на Десне. Его создатель, писатель-фантаст и коммунист А.В.Дмитрук, к сожалению, не смог прибыть в Харьков. Обсуждалась историческая альтернатива: мог ли СССР во Второй мировой войне объединиться с фашистами против империалистов Запада? Ведь такой вариант едва не стал реальностью в мае 40-го, когда Англия и Франция вовсю готовились к нападению на нашу страну. Осуществись он, Советский Союз смог бы избежать чудовищных потерь в войне. Однако впереди была бы долгая, суровая (но, возможно, более успешная для нас) «холодная война». На секции, посвященной проблемам науки и просвещения, молодой физик А.Диреглазов рассказал об идее «трансгуманизма» – изменения человеческого организма с помощью достижений науки. Этот путь открывает для человека перспективы неограниченного совершенствования. Но в условиях капитализма он создает простор для опасных извращений человеческой природы. А вот на философской секции (руководимой бывшим советником Авакова Рассохой) обсуждали «украинскую национальную идею». Но до пропаганды шовинизма не доходило и там. Ибо «Звездный мост» всегда сближал, а не разъединял народы нашей страны. Интересно, что администрация ХНУ все же предоставила помещения для конференции. Не «дрессируют» ли подобным образом фантастов? Душат, но не насмерть. Мол, попробуйте, каково без нас, хозяев жизни. Приползете еще на коленях. Оргкомитет все еще надеется найти спонсоров и в будущем году возродить фестиваль. Но не потребуют ли от него теперь политических акций в угоду какому-нибудь буржуазному клану? (За что другой не преминет отплатить). Товарищи мастера культуры! Не надоело ли вам гнуться перед буржуями? Не лучше поискать поддержки у левых общественных организаций? Они вам не обеспечат фейерверков и фуршетов, но опыт проведения культурных мероприятий у них есть. Не нужно и бояться «партийного диктата». Для коммунистов неприемлемы только антигуманные и мракобесные взгляды. Тем временем возникла идея проведения в Харькове фестиваля фантастов левой и лево-патриотической направленности. (Таковых, по нашему мнению, можно насчитать уже несколько десятков). Ее инициаторы надеются на поддержку коммунистов и других сторонников левых идей. Нет, речь не идет о том, чтобы расколоть или подменить «Звездный мост». Наоборот, хорошо, если он сохранится как более широкое мероприятие. Нельзя и превращать фестиваль фантастики в банальное агитсобрание. Он не может и не должен быть скучным и унылым. Но сторонникам лучшей мечты человечества стоит собраться вместе и обсудить, как воплотить ее в литературе и искусстве. Думается, дальнейшая судьба «Звездного моста» не в последнюю очередь зависит от изменения политической ситуации в стране. Поэтому всем ценителям прекрасного жанра фантастики стоит подумать: надо ли отдавать свои голоса тем, для кого фантастика – в лучшем случае средство саморекламы? Капитализм – строй, лишенный будущего, враждебный всякой светлой мечте. Социализм – строй, обращенный в коммунистическое будущее, нуждающийся в такой мечте. Так с кем же вы, мастера и любители фантастики? |